Возрождение традиций
Екатерина Домбровская, Член содружества мастеров ремесленников города Истры
Уфтюжская роспись
Уфтюжская роспись получила название по селу Верхняя Уфтюга (сейчас Архангельская область), в окрестностях которой мастера изготовляли и расписывали дивными цветами берестяные изделия.

Точное время возникновения уфтюжского промысла неизвестно, но уже в 80-е – 90-е годы XIX века расписные берестяные туеса охотно раскупались на рынках Сольвычегодска, Великого Устюга, Архангельска и даже Москвы.

Основу промысла составляли расписные изделия из бересты – туеса, лукошки. Прялки расписывали только на заказ или на подарок; уфтюжский прялочный канон не успел сложиться и прялки этого центра являются большой редкостью.
Главный предмет уфтюжской росписи – берестяной туес-сколотень. Сработанные по особой технологии, такие туеса обладали герметичными свойствами и были незаменимыми предметами в крестьянском быту. В них хранили сыпучие продукты, муку, а также жидкости – молоко и воду, в больших туесах солили грибы. А расписанные яркими красками туеса украшали дом, поэтому их охотно покупали.

Основной сюжет уфтюжской туесной росписи: изящно изогнутая веточка-Древо и стоящая рядом птичка, «Кутенька» - так мастера ласково называли изображаемых птиц.

Роспись знаменита орнаментальным мотивом – тюльпаном. Тюльпаны присутствуют во многих росписях, но именно в уфтюжской они заняли главное место и являются визитной карточкой росписи. Мастера называли тюльпаны «котлами» из-за характерной формы, похожей на котел.

Мотив тюльпана, напоминающий древнегреческий крин-лилию, широко распространен в декоративно-прикладном искусстве Русского Севера. Тюльпаны, мы встречаем повсеместно: в росписи по дереву, в вышивках головных женских уборов, скани, эмалях, изразцах. «Крин» - лилия в переводе с греческого. Крины пришли к нам из Византии и заняли прочное место в древнерусском орнаментальном декоре.

Уфтюжская роспись в основном выполнялась на красных, красно-коричневых, оранжевых фонах. Часто для фона использовался свинцовый сурик, дающий красивый теплый оранжевый цвет. Иногда использовали белые, желтые и даже зеленые «земли». Сухие пигменты мастера растирали и смешивали с мучным или столярным клеем, краски получались прочные: старинные туеса поражают сохранностью красочного слоя.

Уфтюжская роспись запоминается легкостью и изяществом письма, свободным размещением изобразительного мотива. «Каждый штрих и мазок поражают точностью, убедительностью и изяществом» пишет исследователь росписи В. М. Вишневская и дает емкую характеристику росписи – «кистевая каллиграфия».

К середине XX века промысел практически исчез, остались несколько мастеров, которым некому было передавать ремесло.

В настоящее время интерес к традиционной росписи растет, и уфтюжский промысел ждет возрождение. Уфтюжская роспись обладает огромным запасом композиционных, графических и колористических приемов. Сочетание полновесных кистевых элементов, тончайших линий, изящной каллиграфии делает уфтюжскую роспись созвучной нашему времени.